• В начало • О фонде  • Партнеры • Контакты • Программы Фонда  
 

Новости, апрель 2007.

Программа Фонда Alcoa "В ответе за будущее": первые результаты.

В марте-апреле 2007г.в  рамках Программы Фонда Alcoa «В ответе за будущее», направленной на устойчивое развитие территорий и охрану окружающей среды, была проведена серия мастер-классов для школ и учреждений дополнительного образования. Программа разработана и реализуется Фондом «Устойчивое Развитие»  (Москва)  на трех территориях присутствия компании в России: г.Самара, г.Белая Калитва (Ростовской обл.), пос. Любучаны (Московской обл.).

Тематика обучения охватывает следующие спектры природоохранной деятельности:

  1. исследование и охрана водоемов. Стандарты качества воды, основные виды загрязнителей и их влияние на здоровье человека. Химические и биологические методы контроля состояния водоемов (ведущие: А.Р. Ляндзберг, директор Эколого-биологического центра «Крестовский остров» Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных, Никулинский Д.Д.- сотрудник Центра);
  2. сохранение биологического разнообразия, охрана редких видов. Участие школьников в общероссийских исследованиях и природоохранной работе по темам: «Первоцветы», «Редкие растения моего края», «Планета насекомых», «Наши пернатые друзья», «Заповедник просит о помощи» (ведущая: М.Е. Рыхликова, к.б.н., Институт экологического почвоведения МГУ);
  3. исследования и охрана почв. Антропогенно-преобразованные почвы. Возможные направления изучения почв со школьниками. Сохранение почвенных ресурсов (ведущие:к.б.н., Рахлеева А.А. и Мартыненко И.А., факультет почвоведения МГУ);
  4. управление отходами и устойчивое развитие поселений, участие в этой работе школ и учителей (ведущая: Г.П. Сапожникова, к.б.н., Общественный экологический совет при депутатской комиссии г. Пущино);
  5. организация работы школ и учреждений дополнительного образования в рамках Российского телекоммуникационного проекта «Экологическое Содружество» (М.Е. Рыхликова).

В обучении приняли участие учителя и учащиеся  из 21 школы: семи школ Самары, девяти школ Белой Калитвы, трех школ Чеховского р-на Московской области;  представители девяти учреждений дополнительного образования (областных станций юных натуралистов, центров детско-юношеского туризма и экскурсий и детского творчества Самары и Белой Калитвы, детских библиотек), трех общественных организаций (детско-юношеского центра «Ирбис», Центра экологии и обеспечения безопасности жизнедеятельности г.Самары ). Всего обучение прошли 52 педагога, 62 школьника 5-10-х классов.

Каковы же первые впечатления участников мастер-классов:
«Мастер-класс  по управлению отходами произвел на меня сильное впечатление. Я реально начала задумываться об окружающем мире, о происходящем вокруг. Видя, как проблема мусора рассматривается и решается в других странах, мне стало обидно за нашу страну, за людей, которые в ней живут. Я благодарна вам за ваши старания, за вашу волю сделать мир чище. Возможно, я в конечном счете смогу сделать не очень много, однако найдутся люди, благодаря таким семинарам, которые реально подойдут к решению глобальных проблем. В моих мечтах уже возникли идеи по улучшению внешнего облика нашей школы и моего двора». (ГИЛЬФАНОВА ГУЛЬНАЗ, 10 класс, шк.№150,г.Самара)

Пятнадцать наиболее активных коллективов получили ранцевые химические полевые лаборатории для определения качества воды и почвы (производство фирмы «Крисмас+»); школьники и учителя прошли обучение работе с тест-комплектами.
Уже этим летом школьные экологические кружки и клубы смогут использовать новые знания и полученное оборудование для реализации своих мини-проектов по изучению состояния окружающей среды на всех трех территориях. Планируется проведение следующих школьных мини-проектов:
- гидробиологические исследования и охрана водоемов (13);
- мониторинг наземных экосистем (4),
- исследование проблем сбора и утилизации отходов (7)
- исследование памятников природы и охраняемых территорий (6);
-исследование  состояния почв  - экологическое почвоведение  ( 5).
- исследование  первоцветов ( 2);
- редкие и исчезающие растения моего края ( 10)
- энтомологические наблюдения ( 3 );
- орнитологические наблюдения ( 6);

Для самостоятельного продолжения работ в рамках школьных мини-проектов и конкурсной компоненты Программы участникам мастер-классов всех трех территорий были переданы пособия (по 30 штук каждого): «Первоцветы», «Редкие растения моего края», «Полевой определитель пресноводных беспозвоночных», «Усынови заказник», «Оценка экологического состояния почвы» и около 20 CD-дисков с методическими и информационными материалами по темам мастер-классов.

В соответствии с планом Программы в этот же период около 60 представителей муниципальных образовательных и общественных организаций местных сообществ прошли обучение на тренингах-семинарах по написанию заявок на финансирование  собственных проектов, способствующих устойчивому развитию территорий, в рамках объявленного Конкурса Программы. К 15 мая все заявители предоставят свои проекты экспертам  ФУР и Фонда Alcoa.

Главная стратегия Программы – объединение ресурсов местных сообществ для устойчивого развития территорий – осуществляется благодаря развитию потенциала школьников, педагогов и воспитателей,  общественных организаций на местах.  Весь процесс обучения, составления и реализации собственных проектов способствует включению молодежи  в активную природоохранную работу   и открывает новые возможности школьникам  найти единомышленников в стране и за рубежом, открывает им новые горизонты жизни.   
По словам  воспитанников Центрального Дома Творчества  "Металлург" (Самара), ШКТ «ИНФОРМика»:   «..только проведение таких открытых показательных мероприятий может научить людей любить свою природу. Для нас этот мастер-класс послужил начальным толчком к созданию экопроекта в нашей школе, к проведению открытых уроков для младших классов с целью поднятия интереса к очищению города и страны. Суть человека такова, что то, о чем он ничего не знает, ни в коей мере не может его заинтересовать. Именно поэтому показательные презентации играют огромную роль в воспитании культуры современного человека и его отношения к окружающему миру».


На мастер- классе  А.Р. Ляндзберга по охране воды и водоемов (Самара. 04.2007)

На полевом выезде: мастер класс «исследование и охрана почв». Ведущая к.б.н. Рахлеева А.А. (г.Белая Калитва, берег реки Северский Донец, март, 2007)

 Рассказ о 10-летнем всероссийском проекте «Экологическое содружество», с которым начинают сотрудничать школы и клубы в рамках Программы Фонда Alcoa.  Белая Калитва, Февраль, 2007.

 Педагог Теплов А.  ( г.Белая Калитва)  осваивает работу с полевой лабораторией  на мастер-классе Ляндзберга Ф.Р. (апрель. 2007)

 

О Фонде | Наши координаты | ©2005 Фонд "Устойчивое развитие"